Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Работа GR специалиста (менеджера) для коммерческой компании заключается в защите экономических интересов путем взаимодействия с органами власти. Лоббирование интересов можно отнести к одной из обобщенных целей GR менеджмента.
Специалисты нашей фирмы успешно оказывают услуги в сфере взаимодействия с органами власти компаний в телекоммуникационной, ИТ и медиа сфере, не раз оказывали поддержку нашим клиентамм от мягкого налаживания взаимотношений до выстранивания догосрочных стратегий лоббирования, имеют опыт лоббирования от муниципального до федерального министерского уровня, взаимодействовали с федеральными асоциациями (отраслевыми объединениями).
Руководитель нашей фирмы создал и руководит отраслевой НКО Ассоциация организаций связи и информации, являющейся инструментом взаимодействия с отранами власти со стороны отраслевого бизнеса.
Цели Government Relations
Из нашего опыта GR может быть выстроен не только с исполнительными или законодательными органами власти, но и с коммерческими компаниями, осуществляющими публичные полномочия, косвенно с судебными органами.
К очевидным достижимым частным целям Government Relations можно отнести:
- Предсказуемость (осведомлённость) в государственной политике в отраслевой сфере.
- Получение административных преференций либо достижение бездействия госоргана.
- Противодействие GR политике конкурентов.
- Влияние на действующее и перспективное законодательство, либо на порядок его исполнения.
- Снижение объема административных наказаний в виде штрафов не юридическими способами.
- Достижение компромисса в устранении выявленных нарушений со стороны контрольно-надзорных органов власти.
- Получение государственного тендера либо роли субподрядчика у победителя тендера.
- Выход на новый рынок, либо препятствование входу на рынок иных игроков.
- Улучшение регулярных продаж органам власти (B2G продвижение).
- Продвижение бренда, повышение репутации на рынке через упоминания в официальных кругах (источниках).
- Можно отнести формирование судебной практики с учетом особенностей бизнеса конкретной коммерческой компании.
Явное выделение частных целей говорит о том, что чисто юридический или PR подход не объясняют, как достичь подобных целей, при этом владение юридическими знаниями или PR навыками могут быть инструментом работы GR менеджера.
Компетенции GR менеджера
В небольших компаниях GR менеджмент часто остается за руководителем, становясь частью его работы занимает существенные ресурсы либо GR сводится к решению только неотложных задач. Часть полномочий по управлению взаимоотношениями с государственными органами оставляют за руководителем коммерческого направления, юриста, PR-менеджера. Такое деление не образует эффективный GR.
GR менеджеру необходимо иметь ряд обычно несовместимых компетенций:
- Юридические. Уметь думать и разбирать юридически, в первую очередь владеть отраслевыми НПА, КоАП РФ, процессуальными кодексами, законодательством об обращениях граждан, о защите конкуренции, владеть судебной практикой в сфере нанимателя (заказчика).
- Технические (в части производственного процесса). В специализированных (отраслевых) госорганах руководящие должности занимают производственные специалисты, отраслевые проблемы обсуждаются с технической стороны, которые затем описываются юридически. Позиция GR не владеющего технической экспертизой, не будет восприниматься должным образом.
- Экономические. Экономика определяет цель работы GR менеджера. Экономические компетенции особенно необходимы при взаимодействии с антимонопольной службой.
- Глубина знаний на стыке юридических, технических, экономических знаний. Только в этом случае GR менеджер может стать негласным экспертом для госоргана. Госслужащие официально, полуофициально и даже кулуарно опрашивают лидеров мнения.
- Опыт ответственной работы в органе государственной власти. Восприятие по принципу «свой-чужой» будет работать всегда, опыт дает понимание бюрократических процессов, как выстраиваются связи, понимание того, какое негласное влияние могут оказать прокуратура, институт федеральных инспекторов, других органов на госорган, являющийся целью GR.
- Также есть ряд других компетенций, применение которых более очевидно: умение вести переговоры, по проектно объединяться с другими GR специалистами (ассоциациями), руководящий опыт, держать слово, мыслить стратегически, объяснять сложное простыми словами т.д.
Как мы работаем при оказании GR услуг
Этапы проведения GR
- Начало работы над GR, изучение бизнеса заказчика.
- Планирование стратегии и общих мероприятий.
- Реализация стратегических решений.
- Проведение общих мероприятий по GR.
- Контроль всех процессов взаимодействия с госорганами или подведомственными структурами, осуществляющими публичные полномочия.
К началу работы над GR можно отнести
- Определение текущих и перспективных потребностей в сфере взаимодействия с органами государственной власти, понимание бизнес-модели нанимателя.
- Анализ текущей GR политики, изучение судебной практики компании, переписки, результаты участия в пригосударственных совещаниях.
- Изменение GR политики, планирование стратегических решений с учетом имеющегося GR бюджета.
- В общем случае требуется изучение отраслевых НПА, однако для Telecom&IT&Media сферы они нам уже известны, изучается постоянно.
Возможные стратегические решения (решаются с нанимателем)
- Создание и организация работы некоммерческой организации, подконтрольной нанимателю.
- Рассмотрение вопроса участия в избираемых органах власти.
- Участие в проектах государственно-частного партнерства.
- Выстраивание отношений со СМИ, организаторами конференций.
- Поиск прецедентов для формирования обоснованных обращений в госорган, подконтрольные ему компании, постоянное ведение переписки по неурегулированным НПА вопросам.
- Решения о согласовании переписки и общения между компаниями и госорганами с GR менеджером, регламентация делового стиля.
- Организация мониторинга СМИ, правоприменения, выявление проблем и потребностей госоргана, иерархии межличностных отношений.
- Популяризация конкретного лояльного госслужащего.
Проведение общих мероприятий по GR
- Поиск возможностей для встреч и вступления в диалог, организация встреч, переговоров.
- Проведение «правильных» мероприятий как с участием, так и без участия целевых с позиции GR госорганов.
- Сотрудничество по предоставлению экспертных оценок, оказание помощи госоргану в незначительных для нанимателя вопросах.
- Своевременное закрытие корпоративных юридических недостатков, подконтрольных госоргану.
- Знакомство с иными лоббистами.
Как правило, текущие мероприятия по GR многообразны, зависят от представляющихся возможностей, зависят от выстроенных стратегических мероприятий.
Примеры конкретных действий предпринятых нами ранее при проведении GR
- Составление обоснованных жалоб на действия госоргана или подведомственной ей компании. Иногда планируется серия писем. По правовой природе могут быть как заявления о привлечении к административной ответственности, так и обращения по ФЗ «Об обращениях граждан».
- Обжалование каждой проигнорированной позиции по направленному ранее обращению или отказа о привлечении к административной ответственности.
- Участие в судебных заседаниях до последней инстанции, другие способы истощения ресурсов госоргана, вынуждение переговорного процесса.
- Обращение в антимонопольный орган, жалоба в прокуратуру инициирование иных административных разбирательств, публичная демонстрация ошибок госоргана.
- Поиск болевых точек, не связанных напрямую с проблемой, использование их при взаимодействии.
- Переговоры, применение способов убеждений, методов тонкой манипуляции, поиск возможности личной заинтересованности должностного лица (в допустимых законом пределах).
- Заключение кулуарных устных соглашений с госорганом.
- Выступление лидера мнения в СМИ о проблеме на основе детального анализа, преподношения информации в нужном ракурсе.
- Вынесение проблем в отраслевые некоммерческие Ассоциации, объединение с ними на круглых столах и совещаниях при госоргане.
- Использование эффекта благоприятного времени.
Могут быть иные эффективные решения, которые не публикуются по этическим соображениям.
Специалисты по Government Relations
Выше мы постарались показать, в чем заключается данная услуга, какую выгоду может приности в результате, почему ее исполнение на постоянной основе желательно доверить специалистам. GR консалтинг - одно из направлений работы нашей фирмы. Предлагаем задать интересующие вопросы по GR через обратную связь.