• Юридические и консалтинговые услуги
  • Опыт, качество, конфиденциальность
  • Ориентированы на удаленное взаимодействие

Phone icon (8152)-994-323

Email icon



Особенности предъявления разногласий к договору на "Агент-Ревизор"

В случае отказа от программной реализации средства контроля "Агент-Ревизор" на основании письма Роскомнадзора от 18.05.2016 № 07ИО-44322, оператор связи в последующем получит извещение об установке технической реализации средства контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4  Федерального закона от 27 июля 2006 года  № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". 

Несмотря на то, что согласно п. 10 приказа Роскомнадзора от 17 июля 2014 г. N 103, "Агент-Ревизор" передается согласно Акта, Акт все же является дополняющим документом. На основании п. 9 приказа Роскомнадзора от 17 июля 2014 г. N 103 и главы 36 «Безвозмездное пользование» ГК РФ, "Агент-Ревизор" будет передан по договору безвозмездного пользования. Высоковероятно, спор о необходимости заключения договора оператор связи проиграет. 

Нормативных правовых актов, определяющих условия договора безвозмездного пользования в продолжение реализации п. 9 приказа Роскомнадзора от 17 июля 2014 г.  103 относительно технического средства контроля "Агент-Ревизор", не издавалось.  

При заключении договора следует руководствоваться общими положениями Гражданского Кодекса, в том числе статьей 445 ГК РФ, определяющей порядок принятия договора, в случае, если для одной из сторон его заключение в силу закона обязательно. 

При получении договора безвозмездного пользования от ФГУП "РЧЦ ЦФО", оператор связи на основании п. 1 ст. 445 ГК РФ может заявить обоснованные разногласия. 

Согласование разногласий к протоколу разногласий указанной статьей не предусмотрено, единственная правовая возможность для ФГУП "РЧЦ ЦФО" - оспорить разногласия в суде. 

В связи с тем, что разногласия оператора связи могут быть оспорены в арбитражном суде по Иску ФГУП "РЧЦ ЦФО", все разногласия должны иметь техническое, экономическое или правовое обоснование. 

Наиболее востребованное условие для протокола разногласий - это вопрос содержания средства контроля. Согласно ст. 695 ГК РФ вопрос содержания имеет диспозитивный характер, в связи с чем, по содержанию могут быть предъявлены возражения. 

"Ссудополучатель (оператор связи) обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования." 

Разумно предъявлять разногласия по указанным в договоре срокам, последовательностям. Разногласия могут быть предъявлены к тексту Акта и иным приложениям. Можно внести мнимые разногласия в последующим от них отказавшись под видом уступки.

Правильно составленный протокол разногласий снизит вероятность привлечения к административной ответственности за не блокировку.

После получения подписанного текста договора от ФГУП "РЧЦ ЦФО", можно назначить дату установки средства контроля. Протокол разногласий с подписанным договором желательно направить до назначенной даты установки. 

Частичный пример из принятого ФГУП "РЧЦ ЦФО" протокола разногласий*

Условие договора 

Редакция Ссудодателя 

Редакция Ссудополучателя 

Примечание Информправо.рф 

п. 3.2.4. 

В течение 1 (Одного) часа с момента обнаружения извещать Ссудодателя о всяком повреждении Агента, аварии или ином событии, нанесшем или грозящем нанести Агенту ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий таких ситуаций. 

  

В течение 8 (восьми) рабочих часов с момента обнаружения извещать Ссудодателя о повреждении Агента, аварии или ином событии, нанесшем или грозящем нанести Агенту ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий таких ситуаций. 

В общем случае, любое событие, нанесшее или грозящее нанести ущерб, также нанесет или будет угрожать нанести ущерб имуществу ссудополучателя и его абонентам, в связи с чем, все усилия будут направлены на ликвидацию причин и последствий таких событий, что из практики занимает более 1 часа. 

п. 3.2.7. 

Обеспечить представителям Ссудодателя беспрепятственный доступ к Агенту для его осмотра и проверки соблюдения условий Договора. 

В рабочее время по уведомлению не менее чем за три рабочих дня обеспечить представителям Ссудодателя беспрепятственный доступ к Агенту для его осмотра и проверки соблюдения условий Договора. 

Как правило, серверные помещения являются необслуживаемыми с ограниченным доступом. 

п.3.7. 

Пункт отсутствует 

Ссудополучатель освобождается от ответственности в случае совершения по отношению к Агенту противоправных действий третьими лицами. При наступлении таких событий Ссудодатель обязан обеспечить замену или работоспособность Агента за собственный счет. 

Все аспекты функционирования Агента – коммерческая тайна ООО «МФИ СОФТ», сообщены только Ссудодателю. Ссудополучатель не может гарантировать сетевую безопасность Агента. 

Приложение № 2, в тексте акта 

Работы выполнил: 

Работы выполнил, агент передал: 

Приведено в соответствие с п. 10 приказа Роскомнадзора от 17.07.2014 № 103 

Приложение № 2, в тексте акта 

Работы принял: 

Агент получил 

Приведено в соответствие с п. 10 приказа Роскомнадзора от 17.07.2014 № 103

* элемент протокола разногласий приведен для примера, не является руководством к действию

Позиция для ФГУП "РЧЦ ЦФО" при возражениях на протокол разногласий Оператора

При заключении договора безвозмездного пользования ФГУП "РЧЦ ЦФО" и Оператор связи обязаны руководствоваться ст. 445 ГК РФ. 

Исходя из п. 1 и п. 2 ст. 445 ГК РФ, в части определения стороны, для которой заключение договора является обязательным, такой стороной является Оператор связи. 

Это вытекает из способа определения обязательной и необязательной стороны: 

«В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами … заключение договора обязательно» 

Таким «иным законом» является требование, содержащееся в п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", которое предписывает оператору связи обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований. 

Обеспечение установки, согласно законодательного требования и Порядка, установленного Приказом Роскомнадзора от 17.07.2014 N 103 (п. 8, п.9), реализуется со стороны оператора связи, в том числе путем, заключения договора безвозмездного пользования. Невыполнение таких требований влечет не только нарушение п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", но и соответствующих Правил оказания услуг связи и лицензионных условий. 

В свою очередь, в отношении ФГУП «РЧЦ ЦФО» отсутствуют какие – либо подобные законодательные требования, подобное указание содержится исключительно в тексте Порядка, установленного Приказом Роскомнадзора от 17.07.2014 N 103, что не может считаться признаком стороны, для которой заключение договора обязательно (в понимании ст. 445 ГК РФ). 

Иск, в случае, предусмотренном ст. 445 ГК РФ, может быть подан только стороной, для которой заключение договора не является обязательным, т.е. ФГУП «РЧЦ ЦФО». В случае если такой иск подаст оператор связи, он не будет рассмотрен судом из-за отсутствия основания для судебного обращения. 

Исходя из подпункта «е» пункта 4 Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 N 434 "О радиочастотной службе" и п. 8, п. 9 Порядка, установленного Приказом Роскомнадзора от 17.07.2014 N 103, ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществляет публичные полномочия в вопросе обеспечения техническими средствами контроля. 

Оператор связи в случае нарушения своих прав может обратиться в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ: 

«Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц». 

В данном случае оспариванию подлежит, например, факт навязывания программной реализации средства контроля "Агент-Ревизор". В случае такого обращения бремя доказывания соответствия действий ФГУП "РЧЦ ЦФО" законодательству согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ лежит на ФГУП "РЧЦ ЦФО". 

Опубликовано 19.12.2016

Задать вопрос

Email
не работает javascript